Описание
Стандарты красоты
Наши предки
Многие считают, что озабоченность своей внешностью — явление новое, что совершенно не так. На протяжении всех веков человек проявлял интерес к красоте, или, может быть, лучше сказать: к привлекательности и к форме. В прежние времена критерии и нормы красоты создавали художники, писатели и те, кто обладал властью в обществе. Для того чтобы стать образцом красоты и представлять собой идеал, необходимо было быть на виду, поэтому идеалы красоты в прошлом представляла в основном знать. Сегодня порядок вещей изменился. На нас оказывают мощное влияние средства массовой информации и кино, и наши идеалы в большой степени формируются в мире кино и моды.
Несмотря на то, что идеалы красоты в какой-то степени подвержены изменениям, у человека существует также и базовое подсознательное и, возможно, врожденное предпочтение, отдаваемое определенным типам внешности. Оно связано с нашими репродуктивными потребностями и нашей сексуальностью и, по-видимому, не претерпело особых изменений за все прошедшие века. Тем не менее, заметны и определенные исторические различия. Например, во многие периоды и во многих культурах в идеал красоты входила полнота.
В те времена, когда пища была скудной, полнота свидетельствовала о более высокой способности добывать пищу и, тем самым, надежде на успех и наличии условий для обеспечения своих потомков всем необходимым. Сегодня подход абсолютно другой, поскольку более стройная фигура свидетельствует о том, что человек располагает временем и средствами для поддержания хорошей физической формы. Мы также знаем, что избыточный вес связан со всеми видами заболеваний, которых мы хотели бы избежать сами и от которых хотели бы уберечь наших детей.
Мы можем только догадываться о том, как человечество воспринимало себя и каковы были взгляды на внешний вид в доисторические времена, поскольку до 3000 года до нашей эры письменности не было. Определенные выводы можно сделать на основании наскальной живописи и отдельных скульптур. Самая древняя скульптура женского тела была обнаружена в Австрии и относится примерно к 20000 году до нашей эры— это "Венера из Виллендорфа". Эта скульптура представляет собой миниатюрную фигурку женщины с большой грудью, широкими бедрами и округлым животом. Находки, относящиеся к более позднему периоду, тоже имеют подобную форму.
Из исторических периодов мы можем извлечь более надежные свидетельства о том, что люди считали красивым и чему они поклонялись. В эпоху Классической Греции (Ч — 1Ч вв. до н.э.) идеалы красоты стали более ясными и четко определенными. Философ Платон писал, что каждый человек должен иметь три желания: "быть здоровым, разбогатеть честным путем и быть красивым". Платон также делал математические расчеты в попытке определить стандарты красоты, однако указывал, что истинная красота требует гармонии и хорошего вкуса. В ту эпоху красота была предметом культа. Статуи Аполлона, бога любви и красоты, были установлены во многих домах, так как хозяева верили, что черты его внешности отразятся на потомках.
Скульптуры ранней эпохи Классической Греции женского тела не изображали. Эта традиция была нарушена Праксителем (около 330 года до н.э.), изваявшим скульптуру обнаженной Афродиты, богини любви и красоты, ставшую эталоном женской красоты для последующих поколений. Даже скульптуры более позднего времени, такие, как Венера Милосская, которую можно увидеть в Лувре в Париже, несут в себе схожие черты и во многом отражают идеалы красоты того времени. И в греческой литературе красота была предметом культа. Ксенофон провозгласил: "Клянусь всеми богами, что я не отдал бы предпочтения власти царя Персии перед красотой".
В эпоху Классического Рима многие художники довольствовались копированием греческих идеалов красоты. Женской красоте, по крайней мере, в начале этого периода, придавалось меньшее значение. Женщину рассматривали как преимущественно домохозяйку и мать, а римских правителей больше интересовали войны и политика. Постепенно это положение изменилось, и нам известно