Крестовоздвиженский храм с. Свердлово

  • Подписчики: 131 подписчиков
  • ID: 218030500
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club218030500

Описание

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА С южной стороны, за околицей села, на возвышенном сухом месте, где сейчас стоит Крестовоздвиженская церковь, находилось кладбище, на котором построили деревянную однопрестольную со звонницей Крестовоздвиженскую церковь. 14 сентября (старый стиль) 1651 года ее освятил епископ Иона. Архивные документы свидетельствуют, что Крестовоздвиженская церковь села Нового сгорела в 1755 году. Прихожане на свои средства построили новый деревянный храм, который опять-таки сгорел 20 июня 1796 года. Лишившись за полвека двух церквей, жители прихода вынуждены были построить третий храм, на этот раз несгораемый – каменный. Каменную церковь строили всем «миром». Руками прихожан было изготовлено два с половиной миллиона кирпичей. Привезено из Старицы на плотах и барках 150 кубометров белого камня. Рыли котлован, возили песок, помогали мастерам тесать камень. Поднимали на стены кирпич и раствор. Каждый двор в течение всех лет строительства вносил определенное количество куриных яиц, так как для крепости кладки кирпича замес раствора делали на яйцах. Все, что могли делать мужицкие руки, было сделано с душой, добротно. Деньги собирали главным образом на оплату артели строителей, иконописцев, мастеров, изготовлявших иконостасы. Значительную сумму денег пожертвовал владелец села граф Н.П. Шереметев. Ощутимые деньги на строительство храма пожертвовали жители Нового: Павел Шувалов, Ларион Вороненков, Антон Прорехин, Павел Бурдаков. Строительство велось быстрыми темпами, и 27 сентября (новый стиль) 1800 года епископ Павел (Зернов) освятил главный престол в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Обустройство приделов растянулось на долгие годы. Построенная на высоком белокаменном цоколе церковь по внешнему виду и внутренней планировке заметно отличалась от современной. В плане она состояла из собственного храма – высокого двухъярусного четверика , на востоке заканчивающегося полукруглой апсидой , несколько уже храма. К четверику примыкал вытянутый одноярусный четырехугольник с двумя апсидами заметно меньшими, по сравнению с апсидой храма, размерами. Колокольня стояла отдельно, и вход на нее был с южной стороны. По существу, архитектор взял за основу обычную для сельских храмов XVIII века композицию – храм с апсидой, трапезная , колокольня. В эту традиционную схему он внес изменения: вместо трапезной – два придела, которые никак не вписывались в единый внутренний ансамбль. В 1821 году в справке, поданной Преосвященному Афанасию, епископу Дмитровскому и викарию Московскому, отмечается, что построенная в 1800 году каменная церковь в селе Новом имеет два холодных престола: «Во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и во имя святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова. Тогда как обозначенный в храмозданной грамоте третий престол во имя великомученика Димитрия Солунского еще не устроен. Не закончено иконописание и отделка внутренних стен». Работы в этом приделе были окончены в 1827 году. Но устроение и украшение храма и обоих приделов продолжалось и в последующие годы. Свод и стены главного храма были расписаны в 1843 году. В середине девятнадцатого века численность населения прихода ежегодно увеличивалась в среднем на 23-24 человека. Когда на праздничные службы собиралось до двух тысяч прихожан, многим из-за тесноты приходилось стоять на улице. Расширить храм можно было за счет реконструкции приделов. В центральном историческом архиве г. Москвы хранится прошение от 4 февраля 1861 года, в котором прихожане и клир Крестовоздвиженской церкви просят митрополита Московского святителя Филарета разрешить перестроить трапезную и ветхую ограду. Для проведения работ уже имелось 4 тысячи рублей серебром и заготовлено более 500 тысяч штук кирпича. Прошение подписали от причта: отец Василий Соболев (старший священник), отец Михаил Березкин (второй священник), диакон Иоанн Маркович Честнов, дьячок Самсон Васильевич Сперанский, дьячок Иоанн Григорьевич Зубатов, поном