Описание
Судьба или случай?
Анатолий Неелов: Очень многие люди, приходя в студию, меняют свою судьбу. Когда они сдают вступительные экзамены в студию, я всегда говорю: «вы зря смеетесь, вам же здесь судьбу новую подарят» Не обязательно подарят именно новую судьбу, но новое отношение к миру – это точно. Потому что в основе обучения в студии лежит воспитание не актера, а творчески мыслящей личности.
Человек, занимаясь театром, учится одной из самых главных вещей – свободе собственного выбора. Иногда человеку не хватает воли и сил для того, чтобы что-то изменить в своей жизни. Не воспитался характер. А иногда хватает. В студии часто происходит изменение характера, тогда вместе с характером человек изменяет и собственную жизнь. Поэтому здесь первичным является изменение характера, а изменение собственной жизни, как следствие этого. Конечно, существуют экстремальные, кризисные ситуации, но они рождены не студией, а свойствами психики этого человека.
Студия служит источником развития здравомыслия. Часто, в начале обучения людей «уносит» в чувства, и они забывают о разуме, их приходится возвращать, учить их разумному поведению в неразумных, часто кризисных, психологически взрывоопасных ситуациях. А если человек принимает какие-то кризисные решения, я считаю, что каждый волен поступать так, как он считает нужным. В этом смысле я верю Ричарду Баху: «…каждый человек появляется в твоей жизни, все события случаются с тобой потому, что ты притянул их сюда. Как ты выберешь поступать с ними, зависит от тебя». С тобой происходит только то, что ты хочешь, чтобы с тобой произошло. Если человек не хотел бы, с ним бы этого не произошло. Значит это его выбор. Я уважаю выбор, даже если мне этот выбор не нравится, даже если это противоречит всем моим личностным позициям, устремлениям, задачам. Я могу сказать, что не понял, почему вот он вот это сделал, но это его право, так себя вести.
Свобода поведения - это одна из самых больших ценностей. Творческая личность – это человек, который творит потому, что он свободен. А ограничения, которые налагаются на эту свободу, барьеры он воспринимает как источник, от которого можно отталкиваться. Опереться можно только на то, что сопротивляется. По-человечески я могу переживать, потому что человек был мне дорог, даже страдать. Потому что я знаю, что это чувственное отношение, а разумом, взвесив ситуацию, я понимаю, что не сегодня так завтра он бы все равно совершил это. «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». К этой гениальной фразе Ильфа и Петрова больше нечего добавить!